Главная     Поиск     Карта сайта     Версия для печати

Доклады


Доклады

Урсул Аркадий Дмитриевич дфн, академик АН Республики Молдова, Академия Госслужбы при президенте РФ, с докладом на тему "Образование для устойчивого развития".

В докладе Урсула Аркадия Дмитриевича, под названием "Образование для устойчивого развития" была представлена информация о целях, концепции и деятельности данного образования.
В данной работе было сказано, что образование для устойчивого развития (ОУР) носит стратегически-систематический характер в Европе и стихийный в России. Докладчик уточнил, что ОУР помимо экологических проблем сводится также к социальным проблемам. Образованию для устойчивого развития характерна концепция опережающего образования, то есть:
" должно развиваться быстрее;
" должен быть сделан акцент на будущее.
Прежде всего, опережающее образование - это формирование экологической культуры, экологического знания. Другими словами, ОУР должно опираться не только на науку настоящего, но и будущего. По мнению ученых ХХI век - это век, который решит проблему сохранения человечества и биосферы.
Образование для устойчивого развития - чрезвычайно актуальная международная социально-педагогическая проблема, подчеркивающая взаимосвязь окружающей среды, экономики и общества. Главная цель ученых, которые занимаются вопросами устойчивого развития, - это создание стратегий, которые позволят гармонично сосуществовать человеку и природе.
Важной вехой в разработке проблемы устойчивого развития стала конференция глав государств и правительств, проведенная в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Это конференция, организованная Организацией Объединенных наций, подчеркнула чрезвычайную актуальность образования для устойчивого развития и подтвердила принципы доклада "Образование для устойчивого развития".

Определены важнейшие задачи образования для устойчивого развития:
- совершенствование базового школьного образования;
- переориентация содержания и методов существующего образования на задачи устойчивого развития;
- развитие общественного мнения и местных инициатив.

Образование в области устойчивого развития предполагает реализацию соответствующего междисциплинарного подхода, интегрирующего вопросы окружающей среды, экономики, общества, прав и обязанностей современного человека в некоторую целостную дидактическую систему. Эффективное решение проблемы образования для устойчивого развития требует интеграции многих общих и специальных дисциплин и научных разработок. Однако в рамках междисциплинарного подхода каждая дисциплина или каждая сторона не должны растворяться среди других "участников" образовательного процесса. Каждая дисциплина должна продолжать разрабатывать свои собственные проблемы и, используя специфические методы, средства и приемы, вносить вклад в общее дело обеспечения устойчивого развития.
Вышеупомянутые шаги не исчерпывают всего пути, который необходимо пройти в направлении достижения целей устойчивого развития. Будущее образования для устойчивого развития во многом зависит от того, как само понятие "устойчивое развитие" будет трактоваться, и восприниматься в ближайшие десятилетия.

 

Пикалов Анатолий Васильевич, президент ГЭИ, кфн, выступил с докладом на тему "Актуальность экологического образования сегодня".

В докладе были рассмотрены такие под темы как: участие СМИ в экологизации; экологические кризисы, причины их возникновения; образование экокультуры.
Так же было сказано, что "в наше время много экологических организаций, но этого не достаточно". Их количество не всегда означает их качество. Многие сейчас, в XXI веке, говорят о сохранении экологии, о будущем нашей Земли, но ведь многие говорят это только из-за того, что это просто актуально, модно так сказать. Многие тратят на благотворительную деятельность в сферу экологии большие деньки, они даже сами не уверены точно куда именно, и для чего, только для того, что бы о них в очередной раз сказали, в очередной раз восхитились ими….
Сейчас все говорят - "дети за вами наше будущее". Какое же может быть будущее, если для многих взрослых сейчас главное деньги, популярность, власть, они портят структуру ландшафта, они не задумываются о том, к чему может привести очередная стройка или выкачка нефти из недров Земли, они "отмывают" деньги выливая отходы в моря и океаны. Чему же тогда может научить наше экологическое образование? Научить исправлять ошибки прошлого? Или научить хранить Мать Природу? И на этот вопрос ответил Пикалов А.В. - "необходима эко культура, для того чтобы сформировать СОЗНАНИЕ". Но может экологическое сознание нужно не только для образования - для нашего будущего? Но и для нашего прошлого?

Была сказана замечательная фраза о том, что экологизацию образования необходимо внедрять во все сферы обучения. Конечно же, это так, будущих бизнесменов нужно учить зарабатывать деньги не вредя природе, будущих химиков нужно учить "химичить" не разрушая озоновый слой и тому подобное…
"…Образование - основа личности человека"…. А.В.Пикалов

Пикалова Ольга Анатольевна, Гуманитарно-экологический институт, с докладом на тему "Социально-философские аспекты экологизации образования"

 

Комарова Нина Георгиевна, заслуженный научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, кгн, с докладом на тему "Новые задачи образовательной политики на пути к устойчивому развитию".

 

В этом докладе были названы основные задачи образовательной политики на пути к формированию устойчивого развития. Вот они:
1. повышение уровня образовательной политики общества
2. повышение квалификации преподавателей, и вследствие этого повышение качества знаний у учащихся
3. широко открытые пути к знаниям для всего общества, ведь "образование для всех" - это необходимый принцип для осуществления грамотного взаимодействия человечества с окружающей средой.
4. гуманизация образования
5. необходимость найти новые пути взаимодействия образования и бизнеса, так как с развитием общества ставятся все новые требования к квалификации специалистов, выходящих на рынок труда. Для этого на данный момент в Министерстве образования разрабатываются новые стандарты к обучению специалистов.
Все вышеуказанные положения чрезвычайно необходимы для формирования устойчивого развития. Ведь устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое не приводит к негативным преобразованиям окружающей среды, а в данный момент человечество перешло все допустимые границы его взаимодействия с окружающей средой, что привело к отчуждению человечества от окружающей среды.
Так как сейчас происходит непреодолимое негативное вмешательство человечества в окружающую среду, современная образовательная политика должна быть направлена на решение именно этих проблем и все вышеуказанные задачи образовательной политики будут способствовать этому.
Экологизация современной образовательной политики, достигнутой с помощью выполнения ее основных задач, приведет к нейтрализации негативного воздействия человечества на окружающую среду, и впоследствии к формированию устойчивого развития.


Лаптева Екатерина Михайловна, научный сотрудник МГУ им. Ломоносова, с докладом на тему "Синергетические методы преподавания естествознания для формирования целостного мировоззрения".

 

Рюгина Надежда Викторовна, Гуманитарно-экологический институт, с докладом на тему "Экологическая социализация дошкольника: задачи и механизм формирования".


Камнев Александр Николаевич, дбн, профессор, МГУ им. М.В.Ломоносова с докладом на тему "Деятельном экологическом образовании".

35 лет назад умная и энергичная американка Айрин Хупер посмотрела документационный фильм об Артеке и решила создать нечто подобное в США. В месте с единомышленниками Айрин создает компанию "SEACAMP INC.", на кредиты и пожертвования покупает небольшой участок земли на южной оконечности Биг Пайн Ки, набирает небольшой штат сотрудников. Основная цель людей, работающих в SEACAMP, - научить детей любить море, почувствовать ответственность за судьбу природы. "Познать то, чему может научить нас море" - девиз лагеря. Главный методический принцип - "Обучение через развлечение!" Три кита, на которых стоит обучение в SEACAMP: образовательный процесс должен быть безопасным, интересным и научным. В свою очередь экологическое образование должно быть всесторонним, ненавязчивым, дискуссионным, убеждающим и осознанным. Только в этом случае, по мнению сотрудников лагеря, можно воспитать по-настоящему неравнодушных людей.
Инструкторами выступают, в основном, студенты биологических факультетов, т.е. вожатые от 18-20 лет и старше. Это, конечно же, хороший способ научить людей ответственности. Значит, лагерь выполняет не только экологическую цель, но и учит быть более самостоятельными и ответственными, что очень часто отсутствует у нынешнего поколения.

 

Истомина Елена Анатольевна, кфн., Институт моря SEACAMP, США с докладом на тему "Образование первого звена в экологической подготовке специалистов".

Гуманитарно-Экологический Институт сотрудничает с институтом моря Сикемп (США) с 1995 года.
Институт моря Сикемп имеет также детский лагерь с одноименным названием. В детский лагерь Сикемп приглашаются ученые, которые выступают там с докладами, рассказывают о том, чем они занимаются в данный момент, тем самым способствую экологическому образованию детей, посвящению их в такие важные на сегодняшний день вопросы.
Институт моря Сикемп проводит подготовку квалифицированных специалистов, которые в дальнейшем будут заботиться об экологии нашей планеты, используя полученные ранее знания.
В этом идеи Института моря Сикемп и Гуманитарно-Экологического Института перекликаются. Взаимодействие этих институтов в области экологии развивается с каждым годом. В США на стажировку приглашаются ученые из Москвы, которые впоследствии, уже в Москве, составляют все новые экологические программы, помогающие нам сформировать путь устойчивого развития для нашей планеты.
Замечательно, что на разных континентах есть люди, преданные одному и тому же делу, решающие одни и те же вопросы, заботящиеся об экологии нашей планеты.
Сотрудничество этих двух организаций не проходит бесследно, оно развивается, с каждым годом приобретает все большие размеры, и ежегодная тринадцатая научно- практическая конференция, прошедшая 11 мая 2006 года, на которой выступали не только представители Гуманитарно-Экологического Института, института моря Сикемп, но и представители многих других институтов, лишнее подтверждение тому, что экология нашей планеты - важнейшая тема для обсуждения в это время, и есть множество людей, имеющих одну точку зрения, занятых этим делом, а значит цели, поставленные перед нами, будут достигнуты.

 

Лемешев Сергей Константинович, кандидат архитектуры, Международная ассоциация Союза дизайнеров, с докладом на тему "Экодизайн в свете общей экопроблематики".

Парамонова Ольга Николаевна, студентка 3 курса, Гуманитарно-экологического института, с докладом на тему "Биоэкологическая оценка ландшафтных объектов в г. Рязани".

Плотников Евгений Александрович, студент 4 курса, Гуманитарно-экологического института, с докладом на тему "Экологический мониторинг в свете последней редакции"

Чернова Надежда Ивановна, к.б.н., МГУ им. М.В. Ломоносова, с докладом на тему "Инновационные биотехнологии возобновляемой энергетики"

В рамках данного доклада были рассмотрены вопросы, касающиеся энергетической безопасности, основных технологий биомассы, путей сохранения биомассы и др.
С новыми достижениями в области технологий мировое сообщество связывает большие надежды. Экологически безопасные технологии производства и потребления ресурсов являются движущими силами прогресса. Новые технологии обладают огромным потенциалом уменьшения воздействия на окружающую среду. Сегодня уже доказано, что экологически чистые производственные технологии, особенно в области энергетики, транспорта и в других промышленных секторах, являются экономически выгодными.
В настоящее время существенно увеличивается потребление энергии населением планеты, поэтому человечество вынуждено осваивать все больше энергоресурсов. Однако необходимо принимать во внимание связанные с этим последствия для окружающей среды - вот почему большое значение имеет освоение экологически безопасных возобновляемых источников энергии.
Каковы же эти нетрадиционные и возобновляемые источники энергии (НВИЭ)? Об этом в докладе было уделено особое внимание. К ним обычно относят солнечную, ветровую и геотермальную энергию, энергию морских приливов и волн, биомассы (растения, различные виды органических отходов), низкопотенциальную энергию окружающей среды. К НВИЭ также принято относить малые ГЭС (мощностью до 30 МВт при мощности единичного агрегата не более 10 МВт), которые отличаются от традиционных - более крупных - ГЭС только масштабом.
Указанные источники энергии имеют как положительные, так и отрицательные свойства. К положительным относятся повсеместная распространенность большинства их видов, экологическая чистота. Эксплуатационные затраты по использованию нетрадиционных источников не содержат топливной составляющей, так как энергия этих источников как бы бесплатная.
Отрицательные качества - это малая плотность потока (удельная мощность) и изменчивость во времени большинства НВИЭ. Первое обстоятельство заставляет создавать большие площади энергоустановок, "перехватывающие" поток используемой энергии (приемные поверхности солнечных установок, площадь ветроколеса, протяженные плотины приливных электростанций и т.п.). Это приводит к большой материалоемкости подобных устройств, а, следовательно, к увеличению удельных капиталовложений по сравнению с традиционными энергоустановками. Правда, повышенные капиталовложения впоследствии окупаются за счет низких эксплуатационных затрат, но на начальной стадии они чувствительно "бьют по карману" тех, кто хочет использовать НВИЭ.
Больше неприятностей доставляет изменчивость во времени таких источников энергии, как солнечное излучение, ветер, приливы, сток малых рек, тепло окружающей среды. Если, например, изменение энергии приливов строго циклично, то процесс поступления солнечной энергии, хотя в целом и закономерен, содержит, тем не менее, значительный элемент случайности, связанный с погодными условиями. Еще более изменчива и непредсказуема энергия ветра. Зато геотермальные установки при неизменном дебите геотермального флюида в скважинах гарантируют постоянную выработку энергии (электрической или тепловой). Кроме того, стабильное производство энергии могут обеспечить установки, использующие биомассу, если они снабжаются требуемым количеством этого "энергетического сырья".
Для малых автономных ветровых и солнечных энергоустановок возможно и целесообразно применение электрохимических аккумуляторов, но при производстве электроэнергии за счет этих нерегулируемых источников в промышленных масштабах возникают трудности, связанные с невозможностью постоянного сопряжения производства электроэнергии с ее потреблением (с графиком нагрузки).
Основное внимание уделяется использованию биомассы в энергетических целях, так как это является одним из основных направлений развития возобновляемой энергетики в России. Россия имеет огромный потенциал биоэнергетики. Докладчиками были представлены пути сохранения биомассы:
" Газификация биомассы - процесс переработки сельскохозяйственных отходов; сырье, получаемое на плантации.
" Гидролиз - уменьшение энергозатрат;
" Производство биодизельного топлива;
" Производство биогаза;
" Производство водорода, так как он является аккумулятором энергии, который обеспечивает экологическую чистоту;
" Восстановление кислорода;
" Производство углеводородного топлива.
В итоге данного доклада были выделены следующие стимулы, способствующие работе технологий:
1) Сохранение окружающей среды;
2) Обеспечение экологической безопасности;
3) Необходимое расширение энергосбыта;
4) Сохранение энергозапасов.
В целом, работа представляет научный и практический интерес для дальнейших исследований.

 

Зайцев Владимир Владимирович, д.х.н., профессор; с докладом на тему "Радиационная безопасность и стохастические эффекты в мегаполисе г. Москвы"

В рамках данного доклада были рассмотрены вопросы, касающиеся проблемы обеспечения радиационной безопасности населения Москвы, которая тесно связана с историческими и политическими аспектами становления и развития атомной науки и промышленности в стране.
К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, его компонентов, радиационно-опасных материалов и изделий.
На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации.
В этих условиях актуальность рассматриваемого вопроса носит важный государственный характер.
В целом радиационная обстановка в Москве может быть оценена как удовлетворительная.
Основное внимание докладчики уделяли внимание проблеме малых доз ионизирующих излучений (ИИ), которая была и остаётся наиболее сложной, имеющей не только радиобиологическое, но и социально-экономическое значение. Растительные и животные организмы в процессе эволюции жизни на Земле подвергаются постоянному внутреннему и внешнему облучению от естественных источников радиации. Общая доза внешнего и внутреннего облучения человека равна в среднем 1 мВ/год. В отдельных регионах с повышенным содержанием радионуклидов в Земной коре и на больших высотах доза превышает среднюю в 10 и более раз. О биологическом значении естественного фона Земли существуют противоречивые суждения. Согласно одним воззрениям фоновое облучение вредно, согласно другим оно является необходимым фактором возникновения и эволюции жизни на Земле.
В представленной работе дается анализ и подробный вывод по вопросу, освещаемому в данном докладе.
В результате антропогенного радиоактивного загрязнения повысился радиационный фон Земли, основным источником которого стали испытания ядерного оружия и выбросы предприятий атомной энергетики. Естественно повысились и дозы облучения населения. Широкое использование ИИ в народном хозяйстве, медицине, науке, военном деле потребовало регламентации облучения профессиональных работников и населения. Допустимая доза облучения персонала и населения по мере накопления знаний о биологическом действии ИИ и разработки эффективных мер защиты была снижена с 600 мВ/год (1946 г) до 20 мВ/год для персонала и 1 мВ/год для населения (1996 г).

 

Груздова Екатерина Сергеевна, студентка 3 курса Гуманитарно-экологического института, с докладом на тему "Математические методы в экологии".

"Математика - это основа для экономики и экологии". В докладе были приведены примеры, формулы, доказательства.
В деятельности экологов можно выделить три основные части:
1. Экспериментальная часть включает в себя получение фактических данных при выполнении экспериментов и наблюдений над биологическими системами и начальной систематизации этих сведений.
2. Теоретическая часть развивает основные концепции, позволяющие объединить и объяснить с единых позиций наблюдаемые, так называемые эмпирические закономерности и явления.
3. Математическая часть создает математические модели для проверки основных теоретических концепций, методы обработки экспериментальных данных и предсказания наблюдений.
В виде примера была приведена простейшая модель "хищник-жертва". Математическая модель совместного существования двух биологических видов (популяций) типа "хищник - жертва", называемая моделью Вольтера - Лотки. Впервые она была получена А.Лоткой (1925 г.), который использовал для описания динамики взаимодействующих биологических популяций. Чуть позже и независимо от Лотки аналогичные (и более сложные) модели были разработаны итальянским математиком В. Вольтера (1926 г.), глубокие исследования которого в области экологических проблем заложили фундамент математической теории биологических сообществ или так называемой математической экологии.

 

Обсуждение докладов и прения.
- Жданов Олег Игоревич, дпсн, профессор, академик РАН, Центр подготовки космонавтов
- Коломийцев
- Наумов Георгий Борисович главный научный сотрудник, дгмн, профессор, Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского РАН "Дополнения и предложения по заслушанным докладам"

- Подгорная Вера Николаевна, врач биоэнергоинформационной медицины "Экологические проблемы и здоровье человека"

Попов Герман Павлович "Почему возник экологический кризис"

ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫВАЕТ ПРИЕМ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД В НОВОМ КОРПУСЕ.

ЖДЕМ ВАС В ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ПО АДРЕСУ Проспект Вернадского, д. 93 корп. 4

Телефоны приемной комиссии:
8(495)409-43-30, 8(915)130-13-71

Эл. почта:
info1@mgeu.ru

Яндекс.Метрика